Александр Львович Семчев

  • Карьера
    актер, актер дубляжа, режиссер, продюсер
  • Дата рождения
    16 апреля 1969 года (овен)
  • Место рождения
    Вышний Волочек, Тверская область, СССР
  • Жанры
    комедия, драма, мелодрама
  • Всего фильмов
    более 100 (1974-2024 г.)
А каково быть актёром сегодня?
Никого не хочу обидеть, но сегодня людям, смотрящим в экран, хватает того, что там показывают.
Труд у артистов сложнейший. Но уж если ты выбрал эту профессию, будь добр, соответствуй. Хотя не все одинаково поцелованы Богом в нашем ремесле. К сожалению, сегодня актёрский труд нивелируется, принижается. Очень легко сказать: "Ах, раз ты артист, ну давай что-нибудь покажи!"

А вообще-то каждый выход на сцену требует от тебя особых усилий, внимания, затрат нервной системы. Когда-то актёр был главным человеком в театре, но сейчас, когда популярны разные стендап-шоу и другие низкопробные передачи, театральное искусство в принципе отходит на второй план.

Как писал Островский в "Бесприданнице", кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик. Так что это момент вкусовщины. С другой стороны, и жизнь стала сложной. Большинство населения больше озабочены тем, как прокормить семью, а не вопросами культурного обогащения
Биография
Происхождение и корни
Александр Львович Семчев родился 16 апреля 1969 года в Вышнем Волочке Тверской области, где по сей день живут его родственники.

Артист изучал свою родословную и выяснил много интересного: одного из его далеких предков Петр I отправил в Германию для обучения строительства каналов, прадед жил в Петербурге, занимая высокую должность в пароходстве, и имел собственный дом на углу Невского проспекта и Гороховой улицы. После революции вся семья бежала в Вышний Волочек, где и родился Александр. Для него это место стало малой родиной.

Он по-прежнему поддерживает связь с близкими, оставшимися в Вышнем Волочке, и часто приезжает туда, чтобы сменить обстановку. В столице жизнь кипит в другом ритме, поэтому ему нравится неспешная атмосфера Тверской области, где он может расслабиться и отвлечься от работы — погулять по лесу или полюбоваться ночным звездным небом.
Детство
Вспоминая о своём детстве, Александр говорит, что никогда не был обделён любовью. Мама растила детей одна: сыночка и старшую лапочку дочку, помогала в воспитании бабушка. Отец ушел из семьи, когда мальчику исполнился год. Тем не менее, женщины создали уютный дом и заботились о маленьком Саше, и у него было много счастливых моментов в детстве.

Как и у всех детей, у мальчика были самые разные мечты о будущей профессии: то он мечтал водить мусоровоз, то хотел стать врачом, как мама. А после первого посещения храма решил стать священником — уж очень его поразила пасхальная служба. «Потом меня осенило: ведь в церкви меня привлекает не религия, а театральность действа! Я смотрел на церковную службу как режиссер или актер», — рассуждает Александр. Но до актерской карьеры ему еще предстояло пройти долгий путь.
Юность и первые шаги к сцене
В подростковом возрасте Семчев перепробовал разные занятия, чтобы помочь семье — с 14 лет он работал летом на заводе, был учеником токаря, затем возил продукты в школу-интернат, чистил колодцы, работал санитаром в больнице. Александр с самого детства проявлял интерес к сцене, совмещая это увлечение с учебой. В четвертом классе он сыграл Бабу-Ягу в школьном спектакле «Волшебный зуб». После этого его назначили ответственным за художественную самодеятельность. В старших классах Семчев стал ведущим дискотек, сначала школьных, а затем и областных. Так артистичный юноша с модной стрижкой стал местной знаменитостью.
Армейская служба и верность искусству
После окончания школы Александр был призван в армию, где проходил службу в космических войсках на Байконуре в качестве радиотелеграфиста. Однако никакой космической романтики в этой службе нет.

Однообразное принятие телефонограмм быстро наскучило Семчеву, и он вспомнил про художественную самодеятельность. Его приняли в армейский ансамбль, где он выступал в роли конферансье, читал стихи, пел патриотические песни и играл на большом барабане. Именно тогда он окончательно осознал свое желание стать артистом.
Возвращение на сцену
После армии Семчев вернулся в Вышний Волочек и устроился в местный драматический театр на должность заведующего хозяйством. Но уже очень скоро оказался на сцене в качестве массовки. А уже через какое-то время его земляк Леонид Колосов, выпускник Щукинского училища, приехал ставить дипломный спектакль и доверил Александру главную роль. Работа произвела впечатление на столичных педагогов, которые посоветовали Семчеву продолжить обучение в Москве.

Воспользовавшись советом, Александр поступил в театральное училище имени Б. В. Щукина (курс Е. Р. Симонова. После смерти Симонова курс вела В.П. Николаенко). Семчева приняли сразу, но уже через пару месяцев обучения студент был отчислен за нарушение творческой дисциплины.
Путь к самопознанию
Александр вспоминает, как в какой-то момент ему показалось, что он достиг всех своих мечтаний и, радуясь этому, расслабился — в общежитии все время отмечали какие-то дни рождения, экзамены, постоянные бессонные ночи: вино, девушки. А утром не хватало сил проснуться, и он часто пропускал первую пару.

Бывшему студенту пришлось снова менять профессию — работал по ночам барменом, потом через знакомых артистов устроился в антрепризу, гладить костюмы. Это заставило Александра переосмыслить свою жизнь и «проснуться»

Александр Семчев в студенческие годы
Возвращение к учёбе
К весне он подготовил программу и повторно поступил в училище, совмещая учёбу с работой в театре «Современник». Семчев делится воспоминаниями о том, как каждый семестр находился на грани исключения, даже после того, как его барменская карьера закончилась. Он всегда будет благодарен педагогам, которые поддерживали его и добивались возможности пересдачи.

Получилось даже так, что студент 2 раза получал свой диплом. Формально у Александра была задолженность по неформальному предмету, поэтому Владимир Абрамович Этуш распорядился не выдавать диплом. Но, как делится с нами Семчев, он считал, что выпускник несерьезно относится к театру. Конечно, Александр не думал, что так получится и готовился к выпускному серьёзно: занял денег, чтобы купить к празднику одежду, принарядился и был вынужден всем улыбаться, шутить — в том числе и по поводу того, что остался без диплома.

Физически диплом Александр получил уже через месяц, когда закрыл задолженность, отмечая свою победу с педагогом, профессором Владимиром Владимировичем Ивановым, за бутылкой шампанского. Это окончание оказалось не совсем таким, каким Семчев его себе представлял.
Начало карьеры в театре
В 1997 году он успешно окончил курс В. Николаенко в ВТУ им. Б. В. Щукина. Александр всегда думал, что его место в Театр Сатиры, но там в новых артистах не нуждались. Зато Константин Аркадьевич Райкин неожиданно взял его в «Сатирикон». Поначалу ролей не было, на репетиции не звали, но через пару недель, когда Александр уж потерял надежду, им заинтересовались. И там он проработал на сцене несколько месяцев, так началась карьера!
Мечты о театре Сатиры
Семчев по-прежнему мечтал о карьере в Театре Сатиры, но никак не складывалось, как и с родным для студентов училища, в котором он обучался, Театром Вахтангова. Однажды, без особых намерений, молодой артист пришел подыграть однокурснице на просмотре в Московский Художественный театр (МХТ) имени А. П. Чехова. А уже вечером Александру поступил звонок — его приняли в один из лучших театров страны, однокурсницу же не взяли…

Спектакль "Три сестры" в МХТ имени А.П. Чехова
Успех в МХТ им. Чехова
Процесс устройства на работу занял месяц: Олег Николаевич Ефремов был занят, и Семчева приняли 1 октября. Он играл слугу в «Горе от ума», а вскоре ему предложили и более значимые роли. Когда Вячеслав Михайлович Невинный оступился и упал со сцены, после долго тяжело болел, Александра начали вводить на его роли. Хотя по психофизике они и были совершенно разные — похожи лишь фактурой. «Я считаю, что фактура — дура, не она главное, но тогда она сыграла решающую роль. Тот самый случай, когда не было бы счастья, да несчастье помогло», — рассказывает Семчев.
КАРЬЕРА
ТЕАТР
Актерская карьера Александра Семчева в МХТ стремительно развивалась. Одним из его первых проектов стала роль в спектакле «Женитьба» по пьесе Н. В. Гоголя. После этого последовали роли в таких постановках, как «Амадей», «Утиная охота», «Гамлет в остром соусе», «Тартюф», «Белая гвардия» и многих других. Артист постоянно был занят в постановках.
В 2012 году Александра Семчева пригласили в спектакль «Пиквикский клуб» по роману Ч. Диккенса. Актер признается, что с ролью Сэмуэла Пиквика возникли трудности, она давалась нелегко, особенно смущала речь персонажа, насыщенная красивыми словами и сложными оборотами. О своем герое Александр говорит, что Пиквик — чудак, но не наивный. Это нормальный человек, который своей идеей считает созидание, а не разруху. Одной из его реплик является:

Спектакль по роману Чарльза Диккенса
"Пиквикский клуб"
"Я долго изучал людей, я знаю их натуру"
— Пиквик
Однако, выходя из своей комнаты, он сталкивается с другими нравами и незнакомыми явлениями, ведь он видит мир под другим углом.
Спектакль "Страх и нищета в Третьей империи" в Московском театре О.Табакова
Александр Семчев также успешно выступал на сцене Московского театра Олега Табакова, где ему достались пронзительные для него роли. В спектакле «Страх и нищета Третьей империи» по пьесе Б. Брехта он играет судью. Хотя автор пьесы и противопоставлял свою школу системе Станиславского, в театре Табакова спектакль был поставлен в рамках психологического театра. По словам актера, он изображал человека, зависимого от системы и власти, которая на тот момент пришла в Германию. Эта роль стала одной из его первых по-настоящему трагических.
Другой его персонаж — Арнольф из «Школы жен» Мольера — оказался настолько близок артисту, что первое время на репетициях у него наворачивались слезы. Сюжет прост: в конечном итоге человек остается один, и все его тревоги и затраты — внутренние и материальные — оказываются ничтожными.
Спектакль "Школа жен"
КАРЬЕРА
КИНО
Кинокарьера Александра Семчева стартовала в конце 90-х годов. Начиналось всё с небольших ролей в картинах «Свадьба», «Граница. Таежный роман», «Марш Турецкого». В этот же период польский режиссер В. Дзики пригласил его на одну из главных ролей в своем фильме «Первый миллион», где Семчев сыграл Пики — одного из трех друзей, мечтающих выбраться из бедности и случайно попадающих в конфликт с местной мафией.
В начале своей карьеры актер снялся в рекламе пива, которая стала очень популярной. Его персонаж, Толстяк, был удостоен титула «Рекламное лицо года-2000». Сам Семчев относится к рекламе с философским подходом, считая ее частью актерской работы, которая позволяет заработать и приносит известность. Именно по рекламным роликам зрители начали узнавать Александра, а его персонаж вызывал симпатию, а не раздражение.
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью
Затем последовали главные роли в фильмах «Под Полярной звездой», «История весеннего призыва», «Козленок в молоке» и «Колхоз интертейнмент». В комедии «День выборов» Семчев запомнился многим благодаря роли губернатора Емельянова.
«Съёмки в кино - это власть. Определенные люди идут во власть. Наверное, идут достигать определенных целей. Власть – это обогащение, уважение, тем более народ любит у нас чинопочитание. Мне интересно было там существовать»
Александр Семчев
Не менее запоминающийся образ Семчева в кино — неудачливый Эммик, сын тети Песи в сериале «Ликвидация». Интересно, что в сценарии персонаж описан как маленький и худощавый, но режиссер Сергей Урсуляк увидел в этой роли именно Семчева. И он не ошибся — тетя Песя, сыгранная Светланой Крючковой, и ее сын Эммик в исполнении Александра Семчева образуют прекрасный и гармоничный дуэт.

кадр из сериала "Ликвидация" режиссёр
Сергей Урсуляк
Актер воспринимает своего персонажа как беспомощного, хотя сам себя таким не считает. Это делает его перевоплощение еще более увлекательным и значительно укрепляет его мастерство. Интересно, что изначально планировалось, что Эммик погибнет. Сцена была снята, но в процессе монтажа от нее отказались. Режиссер решил поступить так, чтобы в случае продолжения у этого героя была возможность вновь появиться на экране.
кадр из К/Ф "Последний богатырь" режиссёр
Дмитрий Дьяченко
В 2017 году в прокат вышел фильм «Последний богатырь», основанный на русских сказках. По сюжету, обычный парень по имени Иван попадает из современной Москвы в волшебную страну Белогорье. В этом параллельном мире обитают герои русских сказок, волшебство является частью повседневной жизни, а спорные вопросы решаются с помощью битвы на богатырских мечах. Александр Семчев великолепно сыграл Чудо-юдо, добавив еще один незабываемый образ в свою фильмографию.
К/Ф "Заповедник" режиссёр
Анна Матисон
В 2018 году на экраны вышел фильм «Заповедник», основанный на одноименной повести Сергея Довлатова. Главный герой, Константин, талантливый гитарист и автор песен, уходит от своих проблем в заповедник «Михайловское». Он потерял все источники дохода, почти отчаялся быть услышанным и живет на автопилоте, часто прибегая к алкоголю. Его жена и дочь планируют уехать в Канаду, а в голове Константина постоянно возникают вопросы: что пошло не так? Как это исправить? Нужно ли кому-то мое творчество, или я сам себя в этом убедил? Хотя у него есть силы попробовать изменить свою жизнь, он сомневается, есть ли ради чего и ради кого стараться. Тем не менее, заповедник предоставляет возможность собраться с мыслями, разобрать свою жизнь на части и начать действовать.
С.В. Безруков отметил, что фильм «Заповедник» создавался командой не просто поклонников, а настоящих фанатов творчества С. Д. Довлатова. Александр Семчев также поделился своей положительной оценкой его работ, отметив любовь к юмору и иронии Довлатова, которые ему близки.
Перед выходом фильма Семчев рассказал о своих впечатлениях от съемок: хотя он никогда не делал ничего необычного для фильмов или театральных постановок, для «Заповедника» ему пришлось цитировать несколько строк Омара Хайяма на фарси, не зная языка. Кроме того, он освоил новый вид транспорта — сегвей. Съемочной группе было весело наблюдать, как Александр в первый съемочный день пытался выехать из-за стога сена и много раз падал.

Герой в «Заповеднике» экскурсовод Митрофанов — человек одинокий и выпивающий.
Список картин артиста
Семья
  • Первая жена – учительница Юлия Панова.
  • Вторая жена – художник по костюмам Людмила Воронова.
  • Три сына: Фёдор, Кирилл и Павел.
Кирилл – от первого брака с Юлией Пановой, от второго брака – сын Фёдор (2005 г.) и внебрачный сын от Татьяны Можиновой – Павел Можинов.

В 2019 году у Павла родилась дочь Валерия – таким образом, Александр стал дедушкой.
Достижения
Заслуженный артист РФ
1 сентября 2003 года В.В. Путин присвоил А.Л. Семчеву звание Заслуженного артиста Российской Федерации за его достижения в области искусства.
Премия газеты "МК"
В 2012 году артист был удостоен премии газеты "Московский комсомолец" за роль Антонины Павловны Опояшиной в спектакле "Событие"
Премия "Чайка"
В 2004 году Александр Семчев получил театральную премию "Чайка" в номинации "Лучшая комедийная роль" за исполнение роли Лариосика в спектакле С. Женовача «Белая гвардия».
Премия О.Табакова
В период с 2012 по 2014 год Семчев также получил премии О. Табакова за свои роли в спектаклях "Событие" и "Школа жен".
Орден Дружбы
21 августа 2018 года – за большой вклад в развитие отечественной культуры, искусства, средств массовой информации и многолетнюю плодотворную деятельность.
Высказывания
А.Л. Семчева
И кино, и реклама, конечно, больше работают на популярность. Простые люди на улице узнают меня потому, что видели по телевизору. Но все равно в кино я чувствую себя слегка не в своей тарелке. А вот театр – совсем другое дело! Там только от меня зависит, с каким настроением уйдет зритель. Никакого монтажа, никаких спецэффектов – только ты и зрительный зал. Вот где настоящий адреналин! А моя любимая театральная роль – Афанасий Иванович в "Старосветских помещиках
Актёр театра и актёр кино – одна профессия, просто разные технологии. И там, и там можно себя реализовать. При этом в театре сложнее играть, а в кино даже необязательно иметь актёрское образование. Там важнее, попадаешь ли ты под нужный типаж: герой, бабник, стерва и т.д. Что касается ролей, здесь, как и в каждом человеке, всегда намешано очень много проявлений – от каких-то низменных до самых высоких. Хороший артист может сыграть всё. Мне тоже приходилось играть самые разные роли. Я не боюсь казаться смешным или даже нелепым, если это находит отклик в сердцах зрителей.
Я, поверьте, наблюдаю за обществом. И выводы делаю, но это не подлежит огласке. В моем возрасте я уже знаю, что такое хорошо, а что такое плохо, я же не юнец. Мне есть, что подложить, создавая роль. Слава богу, я могу еще иногда удивляться. Но с возрастом иначе смотришь на мир, обиды перерастают в огорчения
Уверен, что совершенству нет предела. Если актёра всё устраивает или так сложились жизненные обстоятельства, значит, проблем нет и его место там. Но если у человека другие амбиции или его что-то не устраивает, надо идти дальше. У меня тоже была возможность остаться в Вышнем Волочке и служить в местном театре, но я решил уехать. На самом деле везде можно выходить на сцену. Вопрос – в каком качестве? К сожалению, актёрская профессия зависима от очень многих обстоятельств. Люди начинают оседать в силу разных причин, а какие-то вещи превращаются в болото. Это очень сложный разговор, но в любом случае выбор за человеком. Главное – никогда не почивать на лаврах и идти дальше. При этом надо понимать, что в провинциальных театрах много талантливых актёров, которые постоянно совершенствуют профессиональное мастерство, занимаются собой и не останавливаются на достигнутом
Сожалеть о чём-либо – это глупо. Как говорится, что сделано, то сделано. А что касается гордыни, это вообще смертный грех
Приехать на дачу. Нацепить фуфайку и посидеть на лавке. Потом пойти на озеро, погулять по лесу. В такие минуты как будто возвращаешься к самому себе. Восстанавливаешь баланс
Счастье – это вспышки, короткие вспышки. А какого-то большого или тянущегося счастья я не понимаю. Нет, я не знаю, что такое счастье. Для меня профессия важнее. Мне там спокойнее. Хочется еще витка популярности, удачливости. Когда все хорошо, крылья появляются, и ты по-другому существуешь

Контакты
+7 (915) 444 31 63

Электронная почта
rusart-msk@yandex.ru

Адрес
Юр. адрес: 109428,
г. Москва, Рязанский р-н,
ул. Михайлова, д. 14, офис 48
напиши нам
WhatsApp
Made on
Tilda